Играть – значит развиваться!
(Консультация для родителей)
Игра – это
особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на
общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
В настоящее время игра
умирает. Особенно это относится к жителям больших городов, которые чаще
озабоченны материальным достатком и, часто забывают, что в детском возрасте
важней любовь, ласка и внимание. А ведь игра влияет на все стороны психического
развития, что неоднократно подчеркивали, как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко
писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во
многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля
или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе
ее в работу».
В период дошкольного детства
игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как
правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в
психике ребенка. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующая
знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности:
игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими
предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Ролевая
игра имеет определяющее значение для развития
воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы
другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию
воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними,
создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во
внутреннем плане.
В игровой деятельности
дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и
начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые
открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой
деятельности, их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что стремится исполнять ребенок,
взявший на себя определенную роль. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он
правильно выполнял эту роль.
В игре существует два вида
взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения -
это отношения по сюжету и роли. Реальные
взаимоотношения - это взаимоотношения
детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о
сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и
недоразумения. В игровой деятельности складываются определенные формы общения
детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность,
общительность, способность координировать свои действия с действиями группы
сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и
взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Игровая деятельность влияет
на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и
произвольная память.
Игровая ситуация и действия
с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного
возраста.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить
о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в
большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Внутри игровой деятельности
начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится
ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают
непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя - к учению он относится как к своеобразной
ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок
незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально
иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает
и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание учиться и
складываются первоначальные умения.
В детском саду дети очень
много играют. Даже на своих занятиях (занятия педагога-психолога с детьми) мной
очень часто используются игры, так как это самая доступная и ведущая
деятельность в дошкольном возрасте. Дети легче понимают условия, когда мной
обрисовываются условия, как некая карта или маршрут, которому строго стоит
следовать. Это очень увлекает детей и не вызывает у них негативных эмоций.
В настоящее время многие
дети не посещают дошкольные учреждения, где могли бы играть со сверстниками. А
дома не все родители готовы потратить время, чтобы поиграть со своим ребенком.
А ведь игра является важной составляющей в развитии ребенка и если он не
проходит стадию игры, то в дальнейшем это скажется на формировании его как
личности, взаимоотношениях с окружающими.
Таким образом, можно сделать вывод, что играя ребенок развивается. И
чем разнообразнее, сложнее и интересней игры, в которые играют ваши дети, тем
развитей будет ваш ребенком. Играйте со своими детьми!
Комментариев нет:
Отправить комментарий