вторник, 30 августа 2016 г.

Консультация

Играть – значит развиваться!
(Консультация для родителей)

Играэто особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
В настоящее время игра умирает. Особенно это относится к жителям больших городов, которые чаще озабоченны материальным достатком и, часто забывают, что в детском возрасте важней любовь, ласка и внимание. А ведь игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали, как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».


В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующая знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изо­бражаемой действительностью. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. Дети научаются отождествлять пред­меты и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ре­бенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что стремится исполнять ребенок, взявший на себя определенную роль. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял эту роль.
В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения - это отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя - к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.
В детском саду дети очень много играют. Даже на своих занятиях (занятия педагога-психолога с детьми) мной очень часто используются игры, так как это самая доступная и ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Дети легче понимают условия, когда мной обрисовываются условия, как некая карта или маршрут, которому строго стоит следовать. Это очень увлекает детей и не вызывает у них негативных эмоций.
В настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, где могли бы играть со сверстниками. А дома не все родители готовы потратить время, чтобы поиграть со своим ребенком. А ведь игра является важной составляющей в развитии ребенка и если он не проходит стадию игры, то в дальнейшем это скажется на формировании его как личности, взаимоотношениях с окружающими.

Таким образом, можно сделать вывод, что играя ребенок развивается. И чем разнообразнее, сложнее и интересней игры, в которые играют ваши дети, тем развитей будет ваш ребенком. Играйте со своими детьми!

Комментариев нет:

Отправить комментарий