Рекомендации
для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
Данные рекомендации были разработаны на основе
магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» под руководством
к.п.н., доцента Безуглой Т.И. Исходя из полученных результатов, мы можем констатировать
положительную динамику формирования коммуникативных умений у старших
дошкольников в экспериментальной группе, в отличии от дошкольников из контрольной
группы. Методическую основу данных рекомендаций составляют комплексы
учебно-воспитательных мероприятий Курбан О.Ф. и Бычковой С.С.
У детей в экспериментальной
группе мы отмечаем развитие следующих коммуникативных умений:
-
умения, связанные с восприятием: дети учатся оценивать партнера, как по его
внешним данным, так и по его настроению. Учатся понимать их эмоциональные
состояния, а также оценивать себя;
-
умение слушать: дети стали более чуткие по отношение друг другу. Они
овладели навыками эффективного слушания;
-
умение учитывать эмоциональное состояние партнёра: дети подчёркивали речью
те эмоции, которые они хотели бы перенести сверстнику, интонациями, фразами;
-
умение ориентироваться в ситуации общения, расширение возможностей
установления контакта в различных ситуациях общения;
-
умение воспроизводить услышанное: замечено, что некоторые дети научились в
своей речи использовать слова и фразы, часто употребляемые на занятиях;
-
умения согласовывать действия, корректировать их;
-
умение участвовать и поддерживать разговор с взрослым и со сверстником.
1.
Если ребенок забывает речевые
этикетные формулы (прощания,
приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной
форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова
теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и
Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя
ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень
дорогое».
приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной
форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова
теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и
Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя
ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень
дорогое».
2.
Для развития умения устанавливать
контакт с собеседником предложите
детям следующие упражнения.
детям следующие упражнения.
-
«Как
можно нас называть по-разному?» Выбирается
ведущий. Он
становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
-
«Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в
глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
-
«Комплимент»-
дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».
говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».
3.
Для поддержания желания и
совершенствования умения выражать своё
настроение:
настроение:
Предложите детям
завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его
настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем
(радостном, веселом) и
плохом (грустном, печальном) настроении.
4.
Предложите детям игры и упражнения
из цикла « Я и мои эмоции».
-
«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;
-
Мимическая
гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как
рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;
рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;
-
«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;
-
«Глаза в
глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай
вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;
-
«Как ты
себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из
предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...
предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...
5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
-
«Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
-
«Походки»
- один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и
т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая
иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в
бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи
жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
-
«Расскажи
стихи без слов», «Изобрази пословицу».
6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова
предложите детям:
предложите детям:
-
изобразить, как бушует море, каким
голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие
сказочные персонажи;
-
произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально
громко, как робот, со скоростью пулеметной
очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
-
участие в кукольном спектакле,
драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве
актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное
произведение);
-
сюжетные творческие игры, с
повторением сцен — ребенок играет
сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
-
разговор по телефону со сказочными
персонажами, выражая свое
отношение к тому или иному персонажу;
отношение к тому или иному персонажу;
-
следующие упражнения, игры:
«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к
другу и по очереди
описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался
точнее;
описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался
точнее;
«Подари подарок другу» — при помощи мимики и
жестов дети
изображают подарок я дарят его друг другу;
изображают подарок я дарят его друг другу;
«Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного
ребенка
разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают
игру...;
разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают
игру...;
«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то
животными,
растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему
они выбрали такое сравнение;
растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему
они выбрали такое сравнение;
«Волшебный магазин» — взрослый предлагает
детям купить что-нибудь
своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
8.
Для развития у детей умения вести
себя в конфликтной ситуации
проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», « Бармалея» и т.д.
проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», « Бармалея» и т.д.
9.
Для закрепления коммуникативных
умений у детей предложите детям
такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Осуществляя
работу с родителями, важно учитывать, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают:
-
гуманные отношения между супругами в
процессе общения, косвенно
влияющие на взаимоотношения детей;
влияющие на взаимоотношения детей;
-
гуманные отношения между детьми,
являющиеся результатом
воспитательной деятельности родителей.
воспитательной деятельности родителей.
Принимая это во
внимание, родителям необходимо предложить два вида рекомендаций для: совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе
общения и совершенствования умений общения у детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий