В чём же суть «готовности к обучению в школе»?
Вот и наступила пора прощаться с детским садом воспитанникам подготовительной группы. Выпускной бал позади, а впереди - школа! И у родителей часто возникает вопрос: "А готов ли мой ребенок к обучению в школе?" И очень часто не все мамы и папы знают, что, если их чадо научилось читать, считать и писать "печатными" буквами - это совсем не значит, что ребенок готов к школе.
Готовность – это определённый уровень психического
развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно
сложное образование.
Существует непреложная логика личностного
развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не
пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Чтобы ребёнок из дошкольника
превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны
развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что
в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное
по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё
прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное
количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в
шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс
внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть
учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый
показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается
объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети
начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о
том, какая машина столько плитки привезла и т. п., это значит: они не могут
принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к
школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению,
умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её
смысловую составляющую.
Третья составляющая готовности к школе – появление
специфической самооценки. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей
действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них
тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком
взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет
наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это
значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая:
дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не
интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь
дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы
своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я
как будто сделал!».
Вот такие специфические составляющие
школьной готовности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий